Женщины Лалика в стекле и в жизни
Весенние темы в канун 8 марта открывает Элина Арсенева – искусствовед, основатель и владелец петербургского Музея парфюмерии. Представляем вам ее небольшой рассказ о парфюмерных флаконах, женских художественных образах и их материальных прототипах.
1907 год – поворотный в истории парфюмерных флаконов: за их разработку взялся один из лучших ювелиров своего времени Рене Лалик. Идея принадлежала его «соседу» по бизнесу парфюмеру Франсуа Коти – их штаб-квартиры находились рядом, на Вандомской площади. Коти страстно желал лидерства в парфюмерном бизнесе и искал для этого новые идеи: придумал тестеры в их современном виде, маломерные флаконы и привлекал для оформления лучших художников. В результате лидерство он получил, но это уже другая история. К этому моменту Рене Лалик уже стал всемирно признанным ювелиром и подыскивал новое направление для творчества, остановившись в итоге на художественном стекле.
Пудреница «Наяды», 1913 г.
История стекла и парфюмерных флаконов в частности делится на «до Лалика» и «после Лалика». И дело даже не в ювелирной тонкости обработки или какой-то особой декоративности. Украшением флакона впервые стала Женщина. Прекрасная Дама, Русалка, Колдунья, Ангел, Фея… Женщины-змеи и женщины-птицы. И просто женщины – живые, теплые, светящиеся. Стекло – не камень. Женские образы были одним из самых постоянных источников вдохновения Рене Лалика на протяжении всей его карьеры. Не считая обилия цветов, птиц и насекомых, конечно.
Флакон «Flausa» Roger et Gallet, 1914 г. | Флакон «Fougères» («Папоротник»), 1912 г.
В 1909 году Лалик получил патент на новый способ формирования стеклянных флаконов и ваз. Между 1909 и 1912 годами Лалик полностью прекратил создавать украшения и начал карьеру стеклодела.
Флакон «Амфитрита», 1920 г.
В декабре 1912 г. он открыл выставку своих изделий, для чего разработал и разослал медальоны темно-зеленого стекла в качестве приглашений. Поскольку дело было под Рождество, то на одной стороне медальона находился рельеф омелы, а на другой надпись: «Приглашение на выставку стекла Р. Лалика в декабре 1912 года, 24 Площадь Вандом, Париж». Дальнейшее известно: Рене Лалик упаковывает изысканнейшие ароматы Coty, Worth, D’Orsay, Roger & Gallet и других брендов в изумительные флаконы до самой смерти в 1945 году.
«L 'Effleurt» Coty, 1912 г. Первый флакон, созданный Лаликом для Coty. Флакон «Античный вечер», 1920 г.
Женщины в жизни Рене Лалика.
Мари-Луи Ламбера, первая супруга. У пары в 1888 г. родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 г. Брак распался довольно скоро, но юридический разрыв состоялся в 1893 году, по некоторым данным, развод тянулся до 1898 года.
Августина-Алиса Ледрю, друг Родена, дочь скульптора Огюста Ледрю. Эта женщина была музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии. Союз подарит паре двух прекрасных талантливых детей: в 1892 году Сюзанну, а в 1900 Марка. Алисия умерла в 1909 году.
Во время пребывания в Лондоне 1904-1905 гг., у Лалика разыгрался бурный роман со встреченной там француженкой, госпожой де Мениль. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как «Поцелуй», на обратной стороне которой находится памятная надпись: «Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!». В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль. В 1960 году брошь матери г-н Мениль передал музею декоративного искусства в Париже.
Мари Анере. В середине 1920 годов у Лалика были продолжительные отношения с нею, от этого союза появились двое детей: сына Жан Раймон (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанна Жоржетта.
Сюзанна Лалик, дочь. Рене чутко прислушивался к творческим советам Сюзанны. С 18 лет она начала сама создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора, а также проявила талант в области текстиля и живописи, создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей французских театров.
Мари-Клод Лалик, внучка. Мари-Клод не застала своего знаменитого деда, но была сама отличным мастером-стекольщиком, знающим с детства весь процесс. Она возобновила традицию ювелирного дизайна и запустила парфюмерную линию, начав с аромата «Lalique de Lalique» в 1992 г.
© Текст: Элина Арсенева. 2020
14.03.2020 | суббота | 15:00 – 17:00 | Креативное пространство «Мойка-8» СПб СД
Приглашаем на лекцию Элины Арсеньевой: «Парфюмерная упаковка: единство формы и содержания».
Вход свободный
по регистрации.