Пляжная сумка превращается… в надувной дом
Что за ерунда, спросите вы? Какая связь между пляжной сумкой и архитектурой? А советские дизайнеры смогли её найти. И, да, они были вполне психически здоровы. Просто пошалить любили.
Но пошалить удавалась не всегда. Плановая экономика, существовавшая на протяжении долгих лет в СССР, диктовала собственные условия производства и потребления. Проектировалось и серийно выпускалось только то, что одобрялось свыше. Как правило, это были лишённые индивидуальности стандартизированные вещи. Создать какую-нибудь чуду-юду означало пойти против народа и партии (которое, конечно, едины). Зачем совращать советского человека всякими игривыми штучками? Не надо нам такого!
К счастью, так думали не все. С развитием идей постмодернизма 1970 – 80-х гг. в Советском Союзе формируется специфическая отрасль художественного проектирования, которую мы сейчас называем арт-дизайном. В то время предпочитали использовать иной термин – сценирование.
Пляжная сумка – надувной матрац. Химкомбинат «Капролактам». Дзержинск. Ю. Апарин. 1973 г.
Пляжная сумка – надувной матрац. Химкомбинат «Капролактам». Дзержинск. Ю. Апарин. 1973 г.
Кто в СССР занимался сценированием? Как правило, это были художники-проектировщики, уставшие от разработки продукции для промышленного производства. В арт-дизайне они находили отдушину и новое пространство для творческих поисков. Некоторое неплохо совмещали работу на крупных предприятиях с так называемым «бумажным проектированием» – дизайном, который в 90% случаев оставался на бумаге (примерно 9% проектов выполнялось в единственном экземпляре, остальное – добивалось выхода небольшой серией).
«Бумажное проектирование» в Сенежской студии 1970-х–1980-х гг.
Но не всё советское сценирование или «бумажное проектирование» можно заменить термином «арт-дизайн» в том значении, которое сейчас чаще всего имеют ввиду. Ещё сложнее разобраться с терминологией, когда понимаешь, что до сих пор нет единого представления об арт-дизайне. Как правило, так называют некие объекты, которые и искусством сложно назвать, и до дизайна они слабо дотягивают. Важно обозначить, что дизайн в данном случае понимается, как нечто рассчитанное на серийное производство, функциональное и отлично сложенное в целом – в лучших традициях модернизма, прямо как дедушка Мальдонадо в 1969-м завещал. Что такое искусство, думаю, вам никто не скажет. Это сложно понять умом. Стоит в музее – искусство. В магазине – арт-дизайн. Как лодку назовёшь, так она и поплывёт. И хоть ты что делай.
Сиденья-светильники из хромированной стали. В. Аунре. Эстонская выставка «Пространство и форма-III». 1977 г.
В Советском Союзе «бумажным» мог называться даже проект, рассчитанный на массовый выпуск. Да вот только некому было взяться за это дело. Зачем внедрять что-то новое, когда рыночной конкуренции нет? Производи себе, что давно опробовал пока никто сверху не дёргает. А не дёргать могли очень долго. По этой причине советское заигрывание с формой и функцией предметов (или сценирование) носит более глубокий характер, нежели современный арт-дизайн. Оно тесно связано с политическим высказыванием, реакцией на социокультурную и экономическую обстановку. Советский арт-дизайн – настоящее диссидентство. Хотя я убеждён, что многие не случайно увидят параллели с нашем временем.
Сиденье из оргстекла со встроенным светильником. М. Грюнберг. Эстонская выставка «Пространство и форма-III». 1977 г.
Где же советские дизайнеры могли шалить, отрываться, сценировать и заигрывать? Таких мест было немного. Ну, во-первых, у себя дома. И сколько народных умельцев породила система – даже не сосчитать. Во-вторых, они могли поехать в Сенежскую студию, существовавшую на протяжении нескольких десятилетий, и в течении нескольких недель развлекаться в коллективе единомышленников. В-третьих, предложить свои проекты для нескольких выставок, проходивших, конечно же, в самой европейской республике СССР – Эстонии. Среди них: «Пространство и форма», «Акта», Триеннале прикладного искусства Прибалтики. В-четвёртых, попробовать сделать что-то локальное, как поступили в Москве в 1978 г. Но мы понимаем, что это скорее похоже на междусобойчики и до народных масс проекты не доходили даже в виде фотографий.
Кресло – МИКРОсреда. С. Череменский.1978 г. Москва. | Интерьер Э. Рейтеля, К. Воогре. Кресло Б. Томберга. Выставка эстонского дизайна «Акта-87».
Советские дизайнеры долго сдерживались и ближе к развалу СССР почувствовали вкус открывшихся возможностей. На фоне проектов 1990-х советские смотрятся довольно робко, а постсоветские изыскания на фоне советских – трешем. Но всё это наше, родное. И я предлагаю, если не полюбить, то хотя бы попробовать понять дух тех времён.
Текст: © Александр Семенов. 2019